Новости кино


Миллион фунтов стерлингов. За такую сумму 20 марта в Лондоне была продана картина уроженца Петропавловска Владимира Григорьевича Третчикова, сообщается на сайте "Мой Петропавловск".

Британские газеты уделили самое пристальное внимание этому событию. Ещё бы! "Китаянка" Третчикова на протяжении десятилетий известна чуть ли не каждому жителю этой страны. В 1950-60-е гг. в мире были проданы десятки, если не сотни тысяч репродукций. Она стала одним из самых известных символов западной поп-культуры.

Для нескольких поколений жителей Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Южной Африки и других стран "Китаянка" Третчикова была чем-то вроде наших "Трёх богатырей" или "Утра в сосновом лесу". Только гораздо гламурней. Портрет азиатки с лицом странного зеленоватого оттенка был любимым украшением квартир и домов обывателей.

Третчиков - пожалуй, самый знаменитый в мире уроженец Петропавловска. И всё же до последнего времени даже местные краеведы не знали о нём.

Семья Третчиковых поселилась в Петропавловске примерно в 1903 г. Владимир, младший из восьми детей Григория и Анастасии, появился на свет 13 декабря 1913 г. по старому стилю.

В интервью Владимир называл своего отца то богатым землевладельцем, то крупным скотопромышленником.

Когда Владимир навсегда уехал с семьёй из родного города, ему не было и шести лет. По его словам, у него не было никаких воспоминаний о Петропавловске. Да и в анналах истории города упоминаний о семье Третчиковых не сохранилось.

Но всё-таки в жизни Владимира Григорьевича Петропавловск оставил след. И это не только его любовь к лошадям, хотя он создал немало полотен с изображением скакунов, несущихся по степи. Гораздо важнее, что Петропавловск был центром межэтнического общения. Здесь встречались народы, культуры и религии.

После второй мировой войны Владимир Григорьевич оказался в Кейптауне, на самом юге Африки. Там, в одном из самых многонациональных городов планеты, он окончил свои дни.

И знаменитая "Китаянка" Третчикова - это ведь тоже синтез Европы и Азии. Он написал эту картину в 1952 году. Моделью была девятнадцатилетняя Моника Синг-ли.

Их познакомила кейптаунская балерина русского происхождения Мария Арсеньева. Предки Моники приехали в Южную Африку из Китая в XIX века работать на алмазных шахтах Кимберли и золотых приисках Трансвааля. Потом азиатская кровь смешалась с европейской. Так что Моника - китаянка лишь отчасти.

Девушка на картине одета в традиционное платье, которое женщины Китая носили вплоть до начала XX века. А макияж у неё - западный, из американских фильмов и журналов. И причёска тоже. На первый взгляд, она смиренна, пассивна. Но если приглядеться, становится ясно, что это лишь стилизация. Перед нами современная, вполне эмансипированная женщина.

"Китаянка" - далеко не единственный портрет восточной женщины кисти Третчикова. Его "Мисс Вонг" и "Дама с Востока" почти также популярны. Для них Третчикову позировала другая кейптаунская модель - тоже европейско-азиатского происхождения.

С середины 1950-х китайские портреты Третчикова для сотен тысяч британцев, канадцев, австралийцев, южноафриканцев были олицетворением "Таинственного Востока", невообразимо далёкого, почти сказочного. Во времена, когда путешествия по воздуху были уделом избранных, репродукции "Китаянки" заменяли поездки в заморские страны. А кроме картины Третчикова удивительно хорошо гармонировали с тогдашними модными интерьерами. В те годы "Зелёная дама" или "Мосс Вонг" на стене или над камином в гостиной - непременный атрибут среднестатистической гостиной.

Но ни одна из работ Владимира Григорьевича никогда не продавалась в Советском Союзе. Репродукции его полотен считались частью буржуазного быта. Возможно, сыграло роль и то, что Третчиков был эмигрантом.

Отзывы