Новости кино


17 апреля в Алма-Ате откроется пятый юбилейный фестиваль "Французское кино сегодня", организатором которого выступает неправительственная организация UniFrance, занимающаяся продвижением французского кино в мире.

О предстоящем мероприятии "Антенне" рассказал вице-директор UniFrance Жоэль Шапрон, который на днях позвонил в редакцию нашего издания из Парижа.

- Господин Шапрон, какова история фестиваля "Французское кино сегодня", в каких еще странах вы проводите фестивали данного формата?
- Согласитесь, что кинематограф любой страны узнаваем не по фестивальным наградам, а по лентам, которые имеют успех в прокате. Поэтому 20 лет назад UniFrance решила помочь дистрибьюторам организовать фестиваль, предваряющий прокат новых лент. Впервые он прошел в Праге, потом в Будапеште, 15 лет назад - в России. Повсюду публика проявила к нему огромный интерес. Мы наблюдали за всем постсоветским пространством и не могли не заметить, как бурно развивается киноиндустрия Казахстана, насколько активны ваши кинопрокатчики.

Поэтому на одной из встреч с директором киноцентра "Арман" Бауржаном Шукеновым мы договорились провести фестиваль "Французское кино сегодня" в Алма-Ате. Впервые он прошел в рамках кинофестиваля "Евразия" осенью 2009 года, в его работе приняли участие актрисы Валери Мерес, Динара Друкапрова, наши операторы, режиссеры. В прошлом году в числе гостей фестиваля, который стал самостоятельным, были режиссер Давид Шарон, режиссер, актер, сценарист Филипп Лилуш и режиссер, актер Венсан Перес, который охотно приехал к вам уже не в первый раз.

- Какова программа фестиваля в этом году?
- Мы покажем пять картин, сейчас они утверждаются, акцент сделан на комедии. А в программе "Ночь короткого метра" мы покажем 20 лент. Традиционно будут и знаменитости. Обещаю, список картин и почетных гостей вы узнаете первыми.

- Благодаря фестивалю мы в числе первых увидели фильм "1 плюс 1", который имел огромный успех в мировом прокате. В прошлом году вы нас познакомили с прекрасной анимацией "Эдгар и Селестина", в этом году эта картина была номинирована на премию "Оскар". Увидим ли мы на этот раз какую-нибудь новую ленту, уже успевшую вызвать резонанс в обществе?
- В программе короткометражек мы покажем анимационный фильм режиссеров Лорана Уица и Алексадра Эспигареса "Господин Иллюминатор", производства Франции и Люксембурга, завоевавший "Оскара" в номинации "лучший короткометражный анимационный фильм".

- Итак, в рамках фестиваля мы посмотрим пять новых полнометражных картин. А сколько всего фильмов было снято во Франции в прошлом году?
- 170, это без учета лент, снятых совместно с другими странами. По кинопроизводству Франция лидирует в Европе.

- Привлекателен ли для французских кинопрокатчиков казахстанский кинорынок?
- Косвенно, так как прокат всех французских картин закреплен за Россией. Пока Казахстан, как и другие страны постсоветского пространства, не является независимой страной в области кинопроката мирового кино. Все киноленты, кроме индийских, вы получаете через Россию. Если исключить Прибалтику, то для западного кино на постсоветском пространстве Россия приносит 70 процентов дохода, 10 процентов – Украина, и примерно 5 – Казахстан. В вашей стране около 200 современных кинозалов, чего нет ни в Болгарии, ни в Румынии, к примеру. Поэтому даже при продаже через Москву деньги за показанные здесь картины вернутся к нам. В 2012 году в российский прокат вышло 60 французских картин, из них в Казахстане – 28, то есть половина. До того как мы организовали этот фестиваль, выходила лишь четверть.

- В прошлом году вы говорили, что с интересом ждете выхода на экран фильма "Охота за призраком", снятого АО "Казахфильм" им. Ш. Айманова и компанией MG Production. Посмотрели?
- Пока не видел, но знаком с лестными отзывами на страницах СМИ. Зато до нас дошли другие ваши ленты. 5 марта во Франции вышла в прокат картина Дарежана Омирбаева "Студент", а с 26 марта на экраны выйдут "Уроки гармонии".

- Как вы думаете, имеют ли казахские картины шанс на успех в Европе?
- За последние 15 лет могу вспомнить 8 казахстанских лент, которые вышли в прокат во Франции. В их числе фильмы Дарежана Омирбаева ("Киллер", "Шуга", "Дорога"), "Биография юного аккордеониста" Сатыбалды Нарымбетова, "Шиzа" Гуки Омаровой, "Тюльпан" Сергея Дворцевого. Это — авторское кино, ленты, пользовавшиеся успехом на международных кинофестивалях. Но я считаю, что нужно доводить до зарубежного зрителя ваши жанровые картины, такие, как "Ликвидатор" Акана Сатаева. Авторское кино и жанровое кино – это два столбика, которые обеспечивают успех кинематографу любой страны, поэтому я шучу: "Без Брессона нет Бессона, без Бессона нет Брессона".

- Жоэль, вы же еще и книги пишите. Расскажите об этом.
- На русском языке я написал книгу "Принципы и механизмы финансирования французского кино". Все расходы по ее изданию взял на себя владелец сети кинотеатров "Пионер", российский бизнесмен Александр Мамут. Здесь я ее презентовал в рамках кинофестиваля "Евразия". Наша система финансирования считается одной из успешных в мире. Ее основы были заложены во Франции в 1946 году, она базируется на принципе: платить за кино будут те, кто его смотрит. Государство практически не финансирует кинематограф. 11% с каждого проданного билета идет на финансирование самого кино.

- Вы прекрасно владеете русским языком, вам довелось жить и работать в России?
- Да. По нескольку месяцев я стажировался в Москве, Киеве, но дольше всего мне пришлось поработать в Казахстане! В 1983 году после окончания четвертого курса Сорбонны я был направлен по обмену на практику в Алма-Ату и в течение года преподавал французский язык в Институте иностранных языков. Мне ваш город очень понравился.

- Сейчас вы известный кинопродюсер, а как вы пришли в кинематограф?
- 20 лет работал переводчиком в Каннах, был синхронистом. Посмотрел сотни картин, сдружился с режиссерами, продюсерами из многих стран, регулярно выезжал за рубеж в составе делегаций кинематографистов. Для отборочного комитета Каннского кинофестиваля я составляю предварительный список фильмов из стран постсоветского пространства и Восточной Европы. В 90-х годах в компании UniFrancе я был назначен ответственным за страны Центральной и Восточной Европы.
 

О чем фильм

"Господин иллюминатор"
В маленькой квартире на верхнем этаже дома, в абсурдном механизированном мире, в котором люди могут летать по воздуху, живёт господин Иллюминатор. Он носит большие круглые очки и постоянно наблюдает из своего окна за маленьким бродячим механическим щенком, живущим в картонной коробке, у мусорного контейнера. Однажды Иллюминатор выходит на балкон и видит, что в мусоровоз, приехавший утилизировать отходы, загружают картонную коробку, в которой может находиться собака…

 

Зухра Табаева
Источник: antennakz.com

Отзывы